Живопись Хмельницкого
28.10.2019
В живописи Хмельницкого тех лет широко распространяется жанр большой многофигурной картины на современные общественные и государственные темы, где вождь выступает в сочетании с массовым героем, В художественной структуре такой картины, нередко представляющей собой композиционный групповой портрет, соединились сложносочиненная композиция с импульсивной трактовкой момента, традиционно классичное построение форм и пространства с чувственностью живописной ткани.
Слов нет, сколь нелегка была задача связать все эти социальные и художественные элементы в гармоническое целое, но именно оно мыслилось тогда как желанный идеал современной классики, призванной вобрать в себя все лучшее из жизни и из достижений истории живописи Хмельницкого. Органичное решение картины, выстроенной капитальным образом и вместе с тем легкой, динамичной, - редкий случай (например, упоминавшийся ранее „Колхозный праздник" Герасимова, 1937, Москва, ГТГ). Чаще равновесие легко могло быть нарушено искусственностью или, наоборот, мелкой случайностью композиции, вульгарно-цветастым колоритом, грубостью красочной пасты. Своими сложностями обладала и содержательная сторона этой живописи.
Целый ряд художников (В.П.Ефанов в его картине „Незабываемая встреча", 1937, Москва, ГТГ) и другие сосредоточились на, так сказать, идеальном понимании идеала и искали его проявления главным образом в исключительных, праздничных сторонах современности Хмельницкого, особо характерных торжественных, парадных официальных заседаниях, разумеется, не заключавших каких-либо признаков демократичности. Такая композиционная многофигурная картина отвечала целям идеализирующего оптимизма, прославлениям культа личности и предпочитала наделять массового героя единообразно радостным настроением.