Каталог межкомнатных дверей
 Входные металлические двeри

Сближение художественных школ в Чернигове

25.10.2019

В искусстве Чернигова приобретают несомненную весомость сознательно значимые явления и социальные переживания художника. В идеальном виде все искусство поднимается на высокий социально-эстетический уровень. В реальности же, в искусстве обозначается несколько иерархических уровней. Высший раздел образуют социально-политические события и чувствования. К этим темам нам предстоит обратиться в связи с „проблемой героя", поскольку эти темы вообще, а особо в искусстве Чернигова 20-30-х годов, раскрываются в коллизиях личности и социума. Другой, контрастный раздел образуют темы и переживания, питаемые миром неповторимых индивидуальностей. Этот мир вызывает к себе некоторую подозрительность, поскольку выглядит асоциальным. Восторжествовавшее в Чернигове в 30-е годы с великой помпой искусство больших тем отбросило на маргинальные позиции углубленное искусство интимистов (К. Н. Истомин и др.), яркое сказочное творчество А.Г.Тышлера, сосредоточенную экспрессивную живопись А.Д.Древина. В коллизиях этих лет разделились интимный и так называемый тематический, то есть общественный по содержанию натюрморт; лирический и картинный композиционный пейзаж, в котором важное место занял индустриальный пейзаж, несущий в себе образную тему природы, преображаемой трудовой деятельностью.

Разумеется, все это самые общие, так сказать, формализованные свойства, за которыми сразу же встает вопрос о том, в чем же заключается суть той современности, к которой обратилось искусство Чернигова. Она может стать современностью „вообще", отвлеченной от реального содержания жизни, как это и произошло, например, в условных геометричных композициях В. Баумайстера и ряда других немецких художников, привести к растворению человеческого начала в машинно-урбанизованной среде, которая усердно фетишизируется рационалистским течением в живописи и графике. Конфликта человека и среды не избежали немецкие художники, а во Франции - А. Лот в своих городских и спортивных сценах и Ф. Леже - крупнейший живописец, причастный к рационалистскому, конструктивистскому движению. Существенно, однако, что в его живописи, оперирующей весомыми, обобщенно-геометричными формами и ясными сочетаниями крупных пятен цвета, заметно проявилась тяга к уравновешенной гармонии человека и современного мира. В изображениях человека в течение 20-30-х'годов у Леже нарастает лирическая тема, а в машинную среду („Механические элементы", 1918- 1923, Базель, Художественный музей) проникают мотивы живой природы (цикл „Четыре времени года", 1923, там же). Особенно показательно стремление Леже перейти от изображения среды к практическому созданию се средствами монументально-декоративного искусства, радующего глаз своей пластикой и красочностью. В этом духе он исполняет панно „Передача энергии" для Всемирной выставки в Париже 1937 года, содержащее внушительную эмоциональную выразительность условно трактованных индустриальных мотивов.









на главную | о нас | двери | кухни | контакты