Коллизии архитектурной жизни современного Ивано-Франковска
23.10.2019
Перед нами вырисовываются коллизии архитектурной жизни современного города. Мы обозначим только те из них, которые имеют собственно архитектурный смысл, оставив в стороне транспортные и многие иные острые проблемы, которые так или иначе затрагивают Ивано-Франковск. Одна из этих крупных коллизий прямо проистекает из того, о чем только что шла речь выше. Это - взаимоотношение исторической городской среды с новыми архитектурными комплексами, в каких бы видах они ни выступали, как микрорайон, жилой район или массив, как собственно комплекс общественных зданий, способных на определенном уровне качества образовать стройный ансамбль.
Созданные по собственному плану и в свойственных только им формах, они активно воздействуют на структуру и облик Ивано-Франковска, вносят в них существенные изменения. И в тех случаях, когда такие комплексы возникают на окраинах, как жестко-геометрический комплекс общественных и деловых зданий Дефанс в Париже (начат в конце 50-х годов, арх.Б.Зерфюсс и др.), и тогда, когда формируют новый центр города, как общественные и жилые здания на Маршалков- ской аллее в Варшаве (60-70-е годы, арх. 3. Карпиньский и др.), или контрастно врезаются в старинную часть города, как крупномасштабный комплекс жилых, административных и торговых зданий на Калининском проспекте в Москве (1964-1969, арх. М. В. Посохин и др.).
Нетрудно представить себе, что планировочными решениями, путем организации городского пространства эта коллизия решена быть не может. Здесь встает проблема предметно-архитектурной ткани города, ее органического единства и живого развития. Из этой проблемы вырастает представление о городской среде как об историческом явлении, не замкнутом во времени и в раз и навсегда организованном пространстве. Эта концепция городской среды овладевает умами в 70-е годы. На нее, в частности, отзывается и постмодернизм с его идеей контекстности городской архитектуры и выдвинутым Р. Вентури тезисом „жизненной беспорядочности“. Насколько можно судить по опыту 70-80-х годов, концепция городской среды Ивано-Франковска обнаруживает два своих аспекта: понимание среды как многоликого, но единого целого всех - художественных, обще-эстетических и чисто утилитарных - элементов городского организма, включая сюда малые архитектурные формы, произведения изобразительного искусства, благоустройство и т. п.; понимание среды как единого целого, соединяющего в сегодняшнем дне вчерашний и завтрашний дни исторической и новой архитектуры города.