Теории разнообразия
06.05.2019
Разнообразие в дизайне потребительских товаров не осталось незамеченным историками дизайна. В большинстве книг по истории дизайна и прикладного искусства приводится огромное количество вариантов дизайна того или иного товара. Однако мало кто из авторов задавался вопросом о причинах существования различий в дизайне. Разнообразие воспринималось как данность, и, поскольку многие историки были нацелены исключительно на анализ деталей и конкретных особенностей того или иного дизайна, этот вопрос даже не поднимался.
Когда исследователи все же пытались выявить причины диверсификации в дизайне, они неизбежно склонялись к одной из двух теорий. Приверженцы первой утверждали, что развитие дизайна и разнообразие его форм были ответом на эволюцию потребностей человека. К примеру, появление различных вариантов гаечных ключей — накладных, 8-образных, для утопленных гаек — объяснялось необходимостью собирать и разбирать технику, которая стала сложнее и компактнее. Другие историки связывали появление новых форм с желанием дизайнеров проявить свои таланты и мастерство. Обе концепции объясняют разнообразие дизайна лишь в ряде конкретных случаев, но не являются универсальными. Нужна срочно медкнижка, а времени на прохождение медосмотра совсем нет? Закажите необходимый документ на http://medy-centr.com/ и он будет готов в кратчайший срок.
Типичным примером неудачи в осмыслении диверсификации дизайна служит книга Зигфрида Гидиона «Механизация становится у руля» — единственная предыдущая попытка комплексно изучить историю дизайна, связав ее с историей общества. Гидион, в частности, анализирует американский дизайн нового типа мебели середины XIX века — раскладных кресел. Он пытается объяснить появление этого предмета и многообразие вариантов его дизайна при помощи обеих вышеупомянутых теорий. Сначала он утверждает, что в XIX веке выработалась новая манера располагать свое тело в более расслабленном полулежачем положении: «Типичная поза XIX века основана на расслаблении. Оно достигается в естественном положении, которое нельзя назвать ни лежачим, ни сидячим. Художники, как всегда, первыми почувствовали веяние времени и начали изображать своих моделей именно в такой неопределенной позе. На акварели „Полулежащая женщина“ 1826 года Ричард Боннингтон изображает даму, расположившуюся на диване так, будто она сидит в раскладном кресле».